Позади один из особых осетинских праздников – Хетæджы Уастырджи. Почему особенный? Во-первых, благодаря событию, ставшему предтечей праздника, был спасен род, давший осетинскому народу его гения – Коста Хетагурова. Во-вторых, так получилось, что именно этот праздник отличается соборностью, единением народа.
Но впереди много других больших и малых праздничных и ритуальных событий. Публикуемые правила общеизвестны, тем не менее, мы надеемся, что они помогут вам уточнить, сверить свои представления с канонами поведения при разных ритуальных ситуациях.
- Все то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. Кроме того, для осетинского застолья характерно подчеркнуто уважительное отношение: к старшим за столом; к фамилии, дому, соседям – проводящим застолье; к событию, собравшему всех за столом; ко всем участникам застолья.
- Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, кричать, злословить, громко говорить на посторонние темы. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. Если же что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться (Фынг бахатыр кæнæд, табу фынджы Фарнæн).
- За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Также не садились за старших представители одной фамилии. Молодые, неженатые парни за стол со старшими не садились вообще. Нарушая эти обычаи, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
- Если вне каких-либо празднований в дом пришли гости, хозяин дома (старший взрослый мужчина) садится за старшего, независимо от возраста своего и гостей. Если в доме большое торжество или свадьба, хозяин дома вообще за стол не садится. Он смотрит за тем, чтобы гостей торжества принимали как можно лучше, передавая свои замечания и просьбы распорядителю праздника.
- Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и, пользуясь принятыми традициями и нормами, вовремя останавливаться. Те же, кто напивается или спаивает якобы для поддержки осетинских традиций (Æгъдау), и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в большом позоре.
- Нельзя приходить уже явно выпившим. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за застолье, должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Они ведь могут испортить все застолье и настроение гостям.
- Курение за столом – проявление неуважения к окружающим. Если терпеть пару часов без сигареты невмоготу, наверно, лучше за стол не садиться. Отпрашивание «на перекур» вносит в застолье беспорядок и вольные хождения. Зачастую после таких перекуров старший стола долго упрашивает всех сесть на места, чтобы иметь возможность продолжить застолье. В любом случае отпрашиваться и выходить нельзя до того, как старший произнес три тоста.
- Свободное хождение является проявле- нием неуважения к старшим и всем сидящим за столом. Тем более нельзя покидать застолье без уважительных на то причин и уведомления старших.
- Если кто-то опоздал к началу застолья, он, независимо от возраста, поздоровавшись со всеми, должен сесть в конце стола, или там, где ему уырдыглёуджытё определят место. Если же опоздание к застолью имеет заведомо уважительный характер или гость прибыл издалека, его подводят к старшим чтобы поздороваться и пожелать всем чаще встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему «æмбæлæггаг» (встречный) бокал. Гость, после короткого по- желания участникам застолья всегда встречать гостей приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.
- На официальное осетинское застолье не принято приходить неопрятным, в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма, и т.п.). Не подобает также делать то, что идет вразрез с общими нормами поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими, или, сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом.)
- Нельзя произносить свои тосты или давать почетные бокалы кому бы то ни было без ведома старших или в промежутках между их тостами. Нельзя пить «без очереди» (исключение – если человек хочет попить воды или сока). Это ломает основы вековых осетинских традиций, давая любителям напиваться возможность своевольни- чать за столом. Попытки выпить лишнее или за- ставить кого-то делать это – должны пресекаться сразу же и вполне категорично.
- Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также встать. В последние десятилетия в Северную Осетию извне пришла «традиция», когда один из младших остается сидеть (символически «сторожа» стол). Поступать так неправильно. У наших предков такого обычая не было. Нельзя оставаться сидеть за столом, когда старшие стоят.
- В осетинских традициях брать, держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Соответственно, наполняют его тоже из левой в правую.
- Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь, и передать содержание тоста дальше.
- Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем, нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций с чьей-либо стороны, особенно, когда кто-то заставляет выпить лишнее, вне Æгъдау.
- Важен также порядок рассаживания участни- ков застолья. Глава стола должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперек стола, начиная от второго стар- шего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносяшим тост сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить, с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал (и чокающихся) одновременно не должно быть четное количество. По 2-е или 4-ро пьют только на поминках.
- Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Омен Хуыцау!» или «Омен уæд!». Оммен Хуыцау! – кричат то Однако, этого никогда нельзя делать на поминках. Вообще поминальный стол отличается особой сдержанностью. Всем, кроме старшего, полагается говорить вполголоса, обращаясь не ко всему застолью, а к сидящему ниже.
- Если сидящий за столом видит, что старший обращается к нему или высказывает какие-то благодарственные слова в его адрес или в его направлении, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау зæгъæд не ’ппæтæн дæр» (Дай Бог нам всем).
- На стол по случаю осетинских народных праздников (Уастырджийы бонтæ, Реком, Уацилла и других) не ставят мясо птицы, яйца. Продукты, изготовленные из них, во время этих праздников осетины не употребляют. Все мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.
- На столе во время традиционных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из нее продуктов. В качестве обычного продукта питания, она допустима на пикниках, днях рождения и других подобных неофициальных мероприятиях. Но – внимание – и здесь продукты из свинины ставятся на стол только после того, как старший вознесет молитву Богу и освятит три пирога или же произнесет первые три тоста.
- Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях, старшие, отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте.
- В последние десятилетия прижилось еще одно нововведение. Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего, навестить хъазт (место веселья, танцев). И мудрый старший всегда дает свое разрешение, формально посоветовавшись со вторым и третьим старшими.
При этом нужно знать, что раньше молодежь за стол со старшими не садилась вообще, именно поэтому традиции отпрашиваться тоже не было. Им нельзя было садиться за этот стол не только потому, что молодые, но и потому, что обычно там сидели их старшие из семьи и рода. В этой связи было бы правильным по возможности и сегодня уважать и соблюдать этот обычай.
Материал подготовил РУСЛАН КУЧИТЫ
по просьбам молодых посетителей сайта
www.ossetians.com
25.11. 2007 г.
Доработан 12.03.2015 г.
читать полный текст статьи